1917-1941

Начало 1917 года было ознаменовано массовыми забастовками. В общий водоворот революционных
событий оказались втянуты и железнодорожники. После Февральской революции,
во время которой было свергнуто царское самодержавие, «железные дороги не работали; подорожала снедь и нет подвоза водки. Прежняя жизнь, косолапая и развалистая, глухо ворчит в подпольях; оттуда оскаливаются ее зубы»,— писал Б.К. Зайцев (писатель, уроженец Тульской губернии). Железнодорожные рабочие станции Мордвес не работали: бастовали, устраивали шествия. Порой это заканчивалось стычками.
После Октября 1917 года поселок Мордвес не остался в стороне от общих дел. Железная дорога играла важную роль для развития государства. Новым начальником станции Мордвес был Кузнецов, эсер, в годы революции всячески противодействующий мероприятиям советской власти. В газете «Веневский революционный вестник» в № 66 от 30 мая 1918 года сообщалось о том, что начальник станции Мордвес, несмотря на запрещение от 13 января 1918 года всяких перевозок в частные адреса, самоуправно загрузил два вагона дров частным лицам. А наряд, полученный им на погрузку 150 вагонов дров в адрес Московского управления топливом, лежал у него без выполнения. Кузнецов задерживал его по указанию своего высшего начальства. Местная власть была вынуждена принять срочные меры. Кузнецов был снят с должности и привлечен к ответственности.
Уже после революции при строительстве второй железнодорожной ветки начал расширяться и поселок. Был построен квартал домов барачного типа, который размещался на территории бывшего угольного склада. В поселке появились клуб, склад для зерна, свинарник.
В 1919 году на северной окраине Тульской губернии началось сооружение первенца советской электрификации — Каширской ГРЭС. В.И. Ленин лично следил за ходом строительства. Особое внимание он уделял улучшению материально-бытового положения рабочих. Когда в связи с общим голодом в стране на стройке не оказалось продовольствия и фуража, он прислал 30 сентября 1921 года в Тульский губернский продовольственный комитет срочную телеграмму: «Предлагаю Вам с получением сего немедленно выполнить наряд Наркомпрода на отпуск Каширстрою 5000 пудов овса, 30000 пудов сена, 10000 пудов муки. Со станций Мордвес и Богатищево 37000 пудов овса. Так же наряды на картофель. Об исполнении донести. Председатель Совнаркома — Ленин». Туляки не только выполнили, но и перевыполнили это задание уже к 15 октября 1921 года.
4 июня 1922 года страна отмечала первую победу — пуск первенца электроэнергетики, Каширской электростанции. Следует отметить, что в этом великом деле была заслуга и крестьян Веневского уезда и железнодорожников станции Мордвес. Одним из участников строительства был потомственный железнодорожник Иван Степанович Гаврилин. В 1920 году он стал рабочим-путейцем. Прошел путь от рабочего до мастера. Отдал железной дороге более сорока лет. За большие заслуги на транспорте был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Каширская электростанция и сегодня работает на район. Вырабатываемая электроэнергия идет по проводам и в поселок Мордвес.
За эти годы советской власти пристанционный поселок и поселок Мордвес образовали единый населенный пункт. Они расширили свои границы. Здесь появились новые дома. Жители поселка имели связь со всей страной, благодаря устойчивой работе предприятия связи. К 1925 году стали ежедневно с 9 до 15 часов работать почта, телеграф, телефон. Обмен почты осуществлялся два раза в неделю — по вторникам и пятницам. Начальником Мордвесского почтового отделения в эти годы был Иван Иванович Дагаев.
Примерно до 1929 года станция Мордвес входила в состав Васильевского района (центр района — село Воскресенское, в 12 верстах от железнодорожной станции Мордвес) Веневского уезда, а с 1929 года и до 1935 года станция относилась к Веневскому району, а поселок Мордвес - к Каширскому уезду. 2 марта 1935 года Постановлением Президиума ВЦИК была утверждена новая сеть Московской области в составе 130 районов, в том числе Мордвесским. Таким образом в 1935 году поселок стал центром вновь образованного Мордвесского района. Станция Мордвес и поселок Мордвес, существовавшие до конца 1960-ых годов как самостоятельные населенные пункты, по территориальному подчинению вошли в состав вновь образованного Трухачевского сельского Совета, располагавшегося в километре от райцентра.
Тогда первым секретарем райкома партии был избран Н.И. Николаев, председателем райисполкома - А.В. Иванов, первым секретарем райкома комсомола — В.М. Гольтяпов. Весь райцентр состоял из четырех улиц. Район насчитывал в то время 133 колхоза, 26 сельсоветов и 2 МТС.
В 1935 году в Мордвесе была построена первая школа, ее директором стала Е.Г. Горохова. В поселке появилось много различных организаций и учреждений. Была открыта библиотека. До самой войны заведующей ее была Мария Ивановна Краснова. В предвоенные годы в районном центре активизировалось строительство жилья и соцкультбыта.
В 1937 году директором Мордвесской средней школы был назначен Л.Соколов, директором Оленьковской семилетней школы- В.Я. Панин. В Оленьковской школе был создан первый пионерский отряд. Оленьковская школа стала выделяться среди других школ Морвесского района лучшей успеваемостью, проведением интересных мероприятий, хорошей организацией методической работы. Неплохо выглядели и хозяйственные дела. Перед войной Виктор Яковлевич почувствовал, что терял зрение. После сложной операции на глазах он вернулся в школу, преподавал географию, и оставался на должности директора. И только в 1968 году он расстался с педагогической деятельностью.

Сайт управляется системой uCoz